Геосинтетические материалы по ценам завода-производителя
Рязань, Касимовское ш. 15, оф. H1 info@rgeosnab.ru

Эффективность применения геодрен

Геодрены, сравнениеИспользование композитных геодрен в составе поперечных дренажных прорезей в процессе ремонта пучинообразных участков дорожного покрытия: исследование эффективности и результативности.

Пучины – это образование бугров и неровностей дорожного покрытия в зимний период, а в период таяния и оттепелей во время проезда автомашин – образование проломов и трещин в дорожном полотне. Процессы происходят из-за переувлажненности грунта и вследствие этого – снижением его прочности.

Основными показателями наличия пучины в дорожном полотне служат неравномерные бугры или целые участки с неровностями дорожного покрытия разной интенсивности. Часто они сопровождаются трещинами, которые начинаются у вершин таких бугров и делят покрытие на отдельные участки разных размеров.

Пучины возникают в разных местах дорожного полотна: как на самой проезжей части, так и по обочинам. Часто на обочинах пучинистые места даже больше по площади, чем в середине дорожного покрытия. Весной в период таяния снегов в центре бугров на пучинистых участках появляется вода. Вместе с водой происходит выброс нижних слоев дорожного покрытия: дренажа, нижних слоев грунта. Это приводит к снижению прочности и в дальнейшем к образованию выбоин, ям и других признаков разрушения дорожного покрытия.

Виды геодрен

Чтобы препятствовать образованию пучин, при строительстве автомагистралей, а также во время их ремонта создаются различные дренажные прослойки и системы. Для этих целей производят дополнительную гидроизоляцию обочин дорожного полотна, увеличивая высоту насыпи, делая замену грунтов, используя разные дренирующие геокомпозитные материалы. Существует много способов для решения данной проблемы.

Сравнение геодренов

Синтетические геокомпозитные материалы в отличие от всех других характеризуются более высокой прочностью и водонепроницаемостью. Они способствуют быстрому осушению и качественному дренажу всего дорожного покрытия и в результате значительно усиливают его прочность. Геодрены делятся по виду геосинтетического материала дренажного ядра на следующие группы:

  • с каркасом из георешётки
  • с каркасом из профилированных геомембран
  • с каркасом из геомата

Геодрены с жёстким объёмным каркасом отличаются высокой степенью защиты и стабильности, так как при их использовании влияние на водопроницаемость в плоскости полотна от внешней нагрузки минимальное.

Что показал опытный участок

Летом 2015 года был произведен ремонт участка дорожного покрытия автомобильной дороги М-51 «Байкал» км 1000+000 — км 1018+000. Работы производились ОАО «Новосибирскавтодор» по инициативе ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» и при поддержке ФГБОУ ВПО «СибАДИ» и ЗАО «ТехПолимер».

Конструкция традиционной дренажной прорезиГеодрен при ремонт пучинистоопасных участков автомобильных дорог

На опытном участке были заменены использующиеся традиционно и повсеместно поперечные дренажные прорези, заполненные щебнем (рис. 1.) на конструктивное решение с прослойками из дренажного геокомпозинтого мата (рис.2). На данном участке предполагалось значительно повысить эффективность работы дренажных прорезей за счёт введения дренажного мата с водопропускными характеристиками, которые безусловно превосходили характеристики инертных материалов. Основные физико-механические свойства дренажного мата «Гидромат 3D» по СТО 56910145-005-2011 приведены в таблице 2.

Спустя некоторое время (несколько месяцев) после завершения строительных работ и ввода дорожного покрытия в эксплуатацию были проведены дополнительные испытания обоих видов участка: заполненного щебнем и участка, отремонтированного с применением геодрен. Установлено, что возле выпуска геодрены грунт земляного полотна был сырой и влажный. Это является показателем того, что дренажный мат выполнял свою функцию и работал полноценно. На тех участках, где использовался щебень в дренажных прорезях, грунт был сухим.

Прорези испытывались также следующим образом: в передней части дрены на обочине рыли яму. Внизу ставили пустую емкость. Далее через дренажную систему выливали одинаковое количество воды. Результаты испытаний приведены в таблице 3.

Свойства дренажного мата Геодрен

При проверке дренажных прорезей со щебнем вода полностью ушла внутрь полотна. Так как основная задача дренажной системы – выведение жидкости из дорожного полотна и предотвращение образования бугров/неровностей/пучин, то такая проверка показывает, что применение таких методов неэффективно. Вся вода осталась внутри, что впоследствии будет способствовать разрушению дорожного покрытия.

Дренажные прорези с применением геокомпозитов безусловно более надежны, так как имеют ряд производственно гарантированных свойств. Это позволяет использовать их в меньших объемах по сравнению с обычными инертными материалами.

Кроме того, работы, выполняемые с применением геокомпозитов, более технологичные. Все это сказывается на сметной стоимости работ и достигаются экономически более выгодные показатели: (табл. 4.).

Свойства дренажного мата Геодрен

В некоторых районах существует возможность снизить высоту земляного полотна, которая назначается из требований таблицы 7.2 СП 34.13330.2012. Возможен перевод типа местности по характеру и степени увлажнения из второго-третьего в первый со снижением расчётной влажности грунтов рабочего слоя земляного полотна (геодрены в нижней части земляного полотна).