Геосинтетические материалы по ценам завода-производителя
Рязань, Касимовское ш. 15, оф. H1 info@rgeosnab.ru

Технология ремонта водопропускных труб на основе анкерного листа V-LOCK

Зазор между трубамиНа дорогах регионального и федерального значения одной из самых многочисленных категорий искусственных сооружений являются водопропускные трубы. Они обеспечивают безопасный отвод воды, поступающей к земляному полотну, и располагаются в теле насыпи автомобильной или железной дороги. Водопропускные трубы обеспечивают в системе дорожного водоотвода постоянный благоприятный влажностный режим грунтовых оснований дорожных одежд, а также предотвращают размыв дорожной насыпи.

Наибольшее распространение в современном дорожном строительстве получили трубы, изготавливаемые из гофрированного металла и железобетонные из сборных элементов. Чтобы увеличить пропускную способность не увеличивая высоту насыпи, из небольших уложенных рядом труб устраивают многоочковые трубы. Благодаря этому можно использовать конструкции до 3-х метров диаметром. В нашей стране большая часть водопропускных труб представляют собой конструкцию из нескреплённых друг с другом железобетонных звеньев. Чаще всего звенья круглого сечения и диаметром до 3 метров. Такие трубы эксплуатируются в различных климатических условиях.

Сооружение в процессе эксплуатации оказывается под воздействием статическим и динамических нагрузок от веса насыпи и от проезжающего по дороге транспорта. Также, оказывают влияние перепады температур и протекающие по трубе талая и дождевая вода, ручьи и мелкие реки. Эти факторы, геологические воздействия, такие как землетрясения, подвижки, вибрация грунта, а также изначально неправильная установка трубы приводят к неизбежному ее разрушению. Снижение или частичная потеря несущей способности звеньев трубы может произойти в периоды проведения капитального ремонта дороги. Причиной является перемещение тяжелой техники непосредственно по гравийной подушке насыпи, когда с участка над трубой снимается асфальтобетонное покрытие.

Разрушение трубыС течением времени между установленными железобетонными секциями водопропускных труб образуются зазоры и перепады. Это случается под воздействием разного рода нагрузок, из-за которых трубы смещаются в горизонтальном и вертикальном направлениях. Перепады могут привести к заиливанию, так как уменьшают эффективное сечение трубы и снижают пропускную способность. Наличие зазоров между звеньями трубы в условиях паводка приводит к значительным размывам и оставляют пустоты в насыпи. По этой причине может обрушиться земляное полотно и дорожная одежда, из-за чего эксплуатация участка автомобильной дороги становится невозможной.

Для решения данной проблемы существует традиционное эффективное решение. Производится разборка насыпи и демонтаж трубы, затем возводится новая. Минус решения в том, что требуется разрушение вышележащего дорожного полотна. Кроме того, для проведения подобных работ на трассах федерального значения необходимо создать временный объезд, а это приводит к дополнительным немалым затратам времени и средств.

Очевидно, что затраты на ремонт и реконструкцию магистралей федерального и регионального значения необходимо оптимизировать. Поэтому дорожные службы используют альтернативные методы восстановления искусственных сооружений. Гильзование – один из таких методов. Заключается в протяжке пластиковой или металлической трубы меньшего сечения внутри ремонтируемой конструкции. На первый взгляд такая технология может показаться эффективной. Но в конечном итоге, весь функционал и конструктивная нагрузка переходят к внутренней трубе, которая имеет меньший диаметр по сравнению с проектным. Со временем, это может привести к деформации или даже к размытию насыпи. К тому же, использованная для гильзования пластиковая труба не может существенно укрепить восстанавливаемое сооружение, так как не имеет достаточной несущей способности.

Чтобы избежать уменьшение сечения трубы можно воспользоваться другой технологией – ремонтом по методу «чулка» или полимерного рукава. Данный метод позволяет без снижения внутреннего диаметра конструкции повторить ее существующий профиль и восстановить локальные сильно разрушенные участки сооружения. Однако, такая технология тоже имеет недостатки. Помимо высокой стоимости никак не улучшается несущая способность водопропускной трубы на участке дороги, что является критическим фактором и приведет к ее разрушению.

Таким образом, вышеописанные способы не являются оптимальными и задачу по эффективному, быстрому и малозатратному ремонту искусственных сооружений на дорогах в полной мере не решают.

Для устранения этой проблемы специалисты ГК «ТехПолимер» разработали систему ремонта водопропускных труб на основе анкерного листа V-LOCK. Решение касается конструкций диаметром от 1.2 метра и более, которые размещены в дорожных насыпях более 2 метров высотой. Технология заключается в применении метода бетонирования по несъемной полимерной опалубке для восстановления несущей способности конструкции.

Установка арматурыПневматическая опалубка

Этапы системы ремонта водопропускных труб «ТехПолимер»:

  1. Очистка внутренней поверхности водопропускной трубы
  2. Возведение арматурного каркаса (металлических направляющих и стеклопластиковой навивки)
  3. Установка и сварка анкерного листа V-LOCK
  4. Развёртывание пневматической опалубки
  5. Заливка раствора и омоноличивание конструкции
  6. Извлечение баллона высокого давления и оценка качества сварных соединений
  7. Контроль равномерности заполнения раствором

Предлагаемая технология позволяет произвести ремонт водопропускной трубы без подготовки индивидуальной опалубки, причем в сжатые сроки. При этом обеспечивается проектируемый срок службы конструкции в рамках 4-5 лет и возможность его увеличения после проведения обследования.

Восстановленная труба

Мнение
канд.техн.наук, доцент кафедры
«Проектирование дорог» ФГБОУ ВО «СибАДИ»
Левашов Григорий Михайлович

Сложно переоценить влияние системы дорожного водоотвода не только на транспортно-эксплуатационные качества автомобильной дороги, но и на обеспечение транспортной безопасности нашей страны в целом. Как и все искусственные объекты, она нуждается не только в правильной эксплуатации, но и в периодических и капитальных ремонтах. Как мы знаем, стоимость устройства водопропускных сооружений значительна и может составлять от 5 % до 15 % от стоимости строительства участка автомобильной дороги. Бесспорно, дорожная отрасль нуждается в современных технологиях ремонта железобетонных водопропускных сооружений, одной из которых является санация с помощью полимерного анкерного листа. Применение данной технологии позволяет обеспечить уменьшение сметной стоимости и сроков проведения работ, а также увеличить сроки эксплуатации железобетонных конструкций водопропускных труб круглого, прямоугольного и арочного сечений. Технологию ремонта водопропускных труб на основе анкерного листа V-LOCK можно оценить не только как наиболее экономичную, но и как самую перспективную инновацию для выполнения ремонтных работ подобного рода.

Система восстановления водопропускных труб «ТехПолимер» имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с методами, описанными ранее:

  • Увеличение несущей способности. После проведения работ создается цельная труба, которая компенсирует повреждения, присутствующие в звеньях санируемой конструкции, а также распределяет нагрузку с разрушенных звеньев на ближайшие. Трещины и оголённая арматура цементируются. Благодаря этому сооружение укрепляется и увеличивается срок его службы.
  • Максимальное полезное сечение. Система оставляет диаметр в рамках требуемых проектных значений, уменьшая его на незначильную величину.
  • Контролируемое заполнение раствором. Данный метод, в отличие от гильзования, позволяет произвести проверку равномерности заполнения раствором пространства между опалубкой и санируемой трубой. Такой контроль качества позволяет избежать образования пустот, а также увеличить надёжность конструкции.
  • Устранение полостей в насыпи. Грунт может осыпаться внутрь сооружения через зазоры, возникшие из-за смещения железобетонных звеньев водопропускной трубы. В результате в дорожной насыпи образуются полости, снижающие её устойчивость. Система «ТехПолимер» устраняет риск повреждения насыпи за счет заполнения данных полостей цементным раствором.
  • Цена. Из всех технологий, предлагаемых сегодня на рынке система «ТехПолимер» является наиболее экономически оправданной.

В заключение следует отметить, что бесспорным фактом является необходимость повышения долговечности и надёжности существующих искусственных сооружений в дорожном строительстве. В частности, значительно продлить срок безопасной эксплуатации искусственного сооружения, а также обеспечить технологическую и экономическую эффективность процесса можно благодаря качественному ремонту водопропускных труб и выбору оптимального метода такого ремонта, например системы санации с помощью анкерного листа V-LOCK.